Как обработать бересту чтобы она была мягкой. Заготовка и хранение бересты

Береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению . В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.

Основные этапы подготовки бересты

  1. Первый этап - предварительная очистка бересты
  2. Второй этап - сортировка
  3. Третий этап - слоение
  4. Четвёртый этап - нарезка

Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.

Предварительная очистка бересты

Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика - отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.

Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.

Сортировка бересты

На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.

Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.

Первый сорт - ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.

Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.

Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко - при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.

Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.

Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.

Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.

Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.

Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.

Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.

Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. - это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое - сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.

Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.

Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы - они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.

Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.

Особенности клубковой бересты

С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.

Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.

Второй минус - чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.

После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.

Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.

Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.

Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений - из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.

Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном - не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.

Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить:)

Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.

Аналогичная ситуация с расслоений берестой - её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.

Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты - смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.

Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.

  1. Береста, иными словами, тонкая податливая березовая кора, - благодатная почва для творчества. Что можно сделать из бересты? Да что угодно, любые изделия, начиная от хлебниц и прочих бытовых предметов и заканчивая бижутерией. В статье мы покажем несколько примеров с мастер-классами по изготовлению простых, но очень красивых поделок из бересты своими руками.

  2. Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

    Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

    Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

    Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

    Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

    Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

  3. Время заготовки бересты.

    Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

    Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса - традиционной емкости древней Руси.

    Как заготовить бересту для поделок?
    Тем, кто ни разу до сегодня не сталкивался с таким творчеством, следует знать, как заготовить и обработать бересту для поделок.

    Итак, существует несколько основных правил:

    1. Срезать кору с березы для поделок следует только в период сокотечения.
    2. Далее бересту следует тщательно высушить естественным способом, не применяя радиаторов и вентиляторов.
    3. После этого следует срезать с коры все неровности, сделав ее максимально гладкой.
    4. Далее связываем листы бересты пачками и кипятим 20-30 минут.
    5. Затем высушиваем и материал для работы готов.
  4. Основные инструменты для работы с берестой:
    1. Резак

    2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

    3. Чеканы - инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

    4. Шило с притупленным концом.

    5. Подрезная доска из липы или осины.

    6. Молоток - желательно деревянный

    7. Проволока

    8. Металлическая линейка

    9. Ивовые прутья для туеса

    10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

  5. Технология работы с берестой.

    Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

    Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

    Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

    Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

    Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

    Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

    Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

  6. Мастер-класс по изготовлению туеса.

    Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

    Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

    Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

    Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

    Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

    Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

    Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

    Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см.

    Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

    Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

    На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

    Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

    Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

    Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

    Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

    Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

    Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

    Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, - располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

  7. Испытание туеса на прочность.

    Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

    Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

  8. Сувенир - магнит из бересты своими руками.


    Мастер-класс для педагогов, детей школьного возраста и родителей.

    Назначение : подарок или украшение интерьера.

    Цель : Способствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

    Задачи:

    Обучить приёмам работы с берестой

    Развивать творческие способности

    Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

    Оборудование: береста, плотный картон, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы, фигурные дыроколы, берёзовая веточка, карандашная точилка, губка, акриловая краска «Сиена жженная», тонкий берёзовый срез, магниты.

    Береста необыкновенный и удивительный материал! Попробуем сделать сувениры-магнитики из бересты. На подготовленной к работе бересте вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему замыслу.

    Чтобы береста не скручивалась, с обратной стороны приклеиваем плотный картон.

    Можно сразу приклеить магнит и положить основу под пресс.

    В центре композиции должны быть розочки, они делаются с помощью точилки из свежей веточки.

    Из тонких слоёв бересты вырезаем детали композиции или пользуемся дыроколом. Слегка тонируем края основы и деталей губкой с краской.

    Составляем композицию и аккуратно приклеиваем детали к основе.

    Другие варианты магнитиков.

    Основой может быть тонкий берёзовый срез. Получается вот так (фото14,15,16).

    Просто и доступно!

    Творческих успехов!

    Из бересты можно сделать чудные панно.

  9. Плетение из бересты

    Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

    Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

    Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

    При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

    Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

    Изготовление дна изделия: а – начало плетения; б – готовое полотно; в – места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г – проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 – горизонтально расположенные полосы; 7-12 – вертикально вплетаемые полосы

    Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

    Изготовление изделия способом прямого плетения: а – выведение полос в вертикальное положение; б – фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в – образование края изделия; г – готовое изделие

    При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

    Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д – этапы образования края изделия; е – готовое изделие

  10. Работа с пластевой берестой

    Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

    Шкатулка украшенная прорезной берестой

    Чайный набор работы В. Махнюка

    Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

  11. Способы декорирования изделий из бересты

    Тиснение

    Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

    Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

    Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

    Туеса украшенные методом горячего прессования

    Гравировка выжиганием

    Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

    Лазерная резка и гравировка

    Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

    Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

    Выскабливание или Процарапывание

    Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

    Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

    Аппликация

    Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

    Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

    Картина выполненная аппликацией из бересты

    Резьба

    Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

    Изготовление прорезного орнамента

    Туес украшенный прорезной берестой

    Роспись

    Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

    Я люблю делать разные украшения из бересты, у нее бывает разнообразная фактура и очень красивые природные рисунки, которые можно обыграть. Предлагаю мастер-класс по украшению из бересты своими руками, это будет кулон с натуральным камнем.
    Изготовление украшения своими руками, этапы работы.
    1) Для работы нам понадобятся кусочки бересты (желательно с интересными природными наростами), клей ПВА, кусочек плотного картона, нож-косяк, ножницы, полукруглая стамеска, натуральный камешек-самоцвет, шило, линейка, а также несколько канцелярских скрепок, кожаные шнурки:

    И наклеиваем ее вокруг камня.
    9) теперь просверливаем или прокалываем шилом дырочки для декоративной «прошивки» украшения и для тесемок:

    12) Остается вырезать кожаные ленты для нашего украшения и для бусин-подвесок. Можно использовать ленточки из искусственной замши, которая продается в магазинах швейной фурнитуры:

    Наше оригинальное украшение-кулон своими руками готово:

Художественная обработка бересты с XV XX вв.

Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту, из неё делают дёготь, из почек настойку при острой и хронической экземе. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. Из березы делают отличную бересту. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками. В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

В Каменном веке из бересты – коры берёзы, делали супер клей для приклеивания КАМЕННЫХ топоров, пик, ножей, одежды, обуви к дереву или между собой. Учёные определили крепость склеивания как максимально возможную – как сварка по металлу. В Канаде они подглядели способ изготовления клея у Индейцев (сами не смогли его изготовить в современной лаборатории). Индейцы выкапывали ямку в земле вкладывали туда кору – бересту Берёзы и засыпали её землёй. Потом вставляли сверху палку горящим угольным концом и плавили осторожно бересту в ямке без доступа воздуха (если туда попадал воздух всё загоралось и портилось). Береста превращалась в кусочек смолы. Для склеивания эту смолу опять нагревали – клеили КАМЕННЫЙ топор к деревянной ручке,- она остывала и приклеивала камень и дерево как сварка.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «береженые фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент, и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

Изготовление заготовок;

Изготовление орнамента;

Монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

Расслоение бересты

Нарезка полосок;

Разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т. д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется она должна сохранять свой естественный цвет.

С успехом использовалась береста и в более поздние времена. Так, например, во время Великой Отечественной войны многие партизанские отряды, не имея под рукой иного писчего материала, писали листовки и своеобразные «лесные газеты» именно на пластах бересты.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение - собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простудные и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб - чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток.

Но вернемся еще раз к бересте. Береста не только служила "связью" битым горшкам, но и сама являлась посудой и тарой и находила себе применение в каждом русском доме. Различной емкости короба, туеса для сбора ягод, корзинки плетеные и "цельнокроеные" - они, так или иначе, обязаны своим появлением бересте. Потому и общие для них названия берестень или берестен (те, что покрупнее, например, на четверть пуда коровьего масла) и берестничек (они поменьше, обычно под сметану или мед). Однако имелась и более точная их, как теперь говорят, дифференциация. Скажем, туеса - это сравнительно небольшие (не более 15 сантиметров в диаметре) цилиндрические сосуды с тугой крышкой и часто с дужкой на ней. Лукошки делались низкими, открытыми (40-45 сантиметров в поперечнике) и обычно с ручкой. Наконец, самые вместимые, закрытые короба (коробья) служили для хранения одежды, белья, домашней утвари. С коробами, полными мелкого товара (помните: "Эх, полным-полна моя коробушка..."?), ходили по селам торговцы-коробейники, они же лукошники или офени. Лукошко и короб служили даже старинной мерой объема, особенно для зерна.

Для иностранцев визитной карточкой России, помимо медведей и перестройки, стала береста, вот почему они давно восхищаются русскими сувенирами, сделанными из столь экзотичного для них материала.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.

Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к «простонародной» бересте.

Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире - это не просто дань моде. Это - интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, «как дома».

Уют домашнего очага создаётся милыми мелочами. Вот на стене висит связка берестяных тапочек - лаптей, на столе стоят берестяные кружки (кстати, такие кружки не протекают!), а вот - рядками на полках - большие и маленькие узорчатые туеса, в которых хранятся крупы и мука.

Нужно заметить, что содержимое берестяных сосудов не отсыревает, потому что береста впитывает лишнюю влагу.

Но, самое главное - это бактерицидные свойства бересты, о которых, естественно, знали наши, всё ведавшие, предки.

В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими.

называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Обработка бересты

Туески в плетеной, расписной и прорезной "рубашках". Русский Север. Современная работа

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под Великим Устюгом работает 99 цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуются и пробойники - их изготовляют из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили - треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.

Неплохо сделать и чеканы - инструменты для нанесения углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и пробойников с различной конфигурацией вы имеете, тем интереснее можно получить рисунок.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить, чтобы оно не царапало бересту.

Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой.

Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф.

Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, обложку записной книжки, карандашницу, футляр для очков и множество других полезных предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Внутри слои бересты имеют самую разнообразную окраску - от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью, другие - кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.

Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

Кто делал весной свистки из ивовой или липовой веток, хорошо знает, что достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется "чулком". Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня.

Все стволы деревьев имеют так называемую сбежистость - едва заметную конусность от комля к вершине. Нужно обязательно учитывать это и всегда снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

Сколотни можно заготовить впрок, храниться они могут несколько лет. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали слишком много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставить сколотни меньших размеров.

Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Пластовую бересту тоже можно заготовить впрок. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см. Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек. На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а).

В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение,- располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес, налейте в чего воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

Как вы уже догадались, крышка и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давлению воздуха. Соединение это настолько прочно, что туес может выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в него вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеса. Лишь тот, кто знает его "секрет", может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. Вместо того чтобы тянуть ручку вверх, ее нужно осторожно наклонить, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

В заключение следует упомянуть еще об одном виде туесов, предназначенных только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесов из сколотней.

После заготовки бересты впрок, необходимо позаботиться о хранении бересты. Берестяная лента, снятая со ствола, должна быть скручена в клубок и непременно белой стороной вверх. Если полосу не скрутить сразу, то для работы она уже не подойдёт и усилия, потраченные на заготовку бересты, пропадут даром. Это то что касается берестяных лент, предназначенных в основном для плетения.
Другое дело, если снята пластами. Пласты бересты нужно разместить между листами фанеры, а потом ещё сверху груз. Зачем? Да чтобы заготовленная береста не скручивалась при хранении. Между пластами обязательно нужно оставлять небольшое расстояние.

К условиям хранения бересты несколько требований. Одно из них — сухое и проветриваемое помещение. В сырости у бересты появляются пятна плесени. Работа с таким природным материалом не принесёт удовольствия, к тому же дышать спорами плесени вредно для здоровья. Другое — хранить бересту нужно в тёмном помещении. Почему? Потому что при хранении бересты на свету, она светлеет, то есть теряет свой свет.

Подготовка бересты к работе

Прежде чем приступить к работе с берестой её нужно подготовить. Сначала очистить от пыли и мусора. Для этого внутреннюю сторону бересты протирают мягкой сухой тряпкой, а по наружной стороне бересты можно пройтись наждачной бумагой, причём все наплывы и утолщения предварительно срезаются ножом.

Следующий этап подготовки природного материала - расслаивание .

Проще говоря, бересту надо разделить на тонкие (1-2 слоя) или толстые (3 и более слоёв) заготовки. Для этого ножом подцепляется слой бересты нужной толщины и осторожно отделяется. Толщина заготовок зависит от того какое изделие будем делать. Только нужно помнить, что очень тонкая заготовка может оборваться в самый неподходящий момент.
Размачивание бересты, как этап подготовки материала, требуется в том случае, если береста хранилась долго или она старая.

Распаривание необходимо для толстой бересты, чтобы разделить на слои. Затем слои укладываются под лист фанеры и ставится груз, чтобы береста была гибкой и не скручивалась.
Размоченная и распаренная береста легко поддаётся расслаиванию становится прочной гибкой, легко обрабатывается не боится сырости и плесени.

Окрашивание . Природный цвет бересты очень красивый. Береста в своём натуральном виде не очень-то и нуждается в окрашивании. Изделия из неокрашенной бересты традиционны и привлекают своей естественностью. Но если нужна окрашенная береста, значит надо покрасить. Прежде чем окрашивать, бересту нужно вымочить в растворе мыла или пищевой соды, для того чтобы освободить её от дубильных веществ. Затем бересту закладывают в горячий раствор красителя на несколько часов. Интенсивность окраски зависит от времени окрашивания. Анилиновый краситель хорошо окрашивает пласты бересты. Окрашенную бересту ополаскивают и развешивают на верёвке, закрепив бельевыми прищепками для просушки. Важно не пересушить. Тонкие заготовки можно просто прогладить утюгом.
Теперь когда береста подготовлена к работе можно приступать. В работе с берестой используется: аппликация,