Что происходит с историческими дачами на каменном острове. Битва за Гаусвальд: что происходит на территории дачи на Каменном острове Дачный особняк гаусвальд

Особняк, вернее, дача Гаусвальд на Каменном острове, построенная в 1898 году, — не только один из ярких образчиков модерна, каких в Петербурге немало. Общепринятым считается, что здание — чуть ли не первая малоэтажная деревянная постройка в этом стиле не только в Северной столице, но и в России.


Необычность и некая декоративность здания определили его кинематографическую судьбу в советские годы. Дом "снимался" у Яна Фрида ("Дон Сезар де Базан" и "Летучая мышь"), а у Игоря Масленникова стал особняком Ирен Адлер в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Да и до этого много всего было. Но больше не будет — есть такие опасения. Сегодня деревянные конструкции дома 32 на 2-й Березовой аллее неумолимо разрушаются, уникальное здание обветшало и являет собой печальное зрелище. Однако охранник имеется — правда, на какую компанию он работает, не знает, и что охраняет — тоже. Если здание постигнет судьба многих безвозвратно потерянных, то на этом месте выстроится несомненно что-нибудь элитное. Каменный остров — в числе самых дорогих и престижных мест Петербурга.

Булочник


Свое название — дача Гаусвальд — дом получил по фамилии первых владельцев. Булочный мастер построил его для своей жены, Евгении Карловны Гаусвальд, по проекту архитекторов Владимира Чагина и Василия Шене.

Уже через два года после строительства этого особняка, в 1900-м, Владимир Иванович Чагин — выпускник Императорский академии художеств, ревизор-техник контроля Министерства Императорского двора, архитектор с несколькими крупными проектами за плечами, позднее — владелец двух собственных доходных домов в Москве, станет служить при кабинете Его Императорского Величества. Что не помешает ему после революции остаться в СССР и работать с крупными проектами: была и реконструкция жилых домов, и восстановление интерьеров Сандуновских бань в Москве. В 1948 году архитектора похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.

Большинство своих работ в стиле петербургского модерна, одним из основоположников которого москвич Чагин и является, он реализовал вместе с архитектором Василием Ивановичем Шене. О последнем известно не так много. Собственный особняк и небольшой парк на Крестовском острове у него в 1916 конфисковали за долги. Дата смерти неизвестна, в разных источниках указывается "после 1935?". Но работы Шене пока еще живы: четыре дачи на Каменном острове (включая собственную, так и незаконченную), доходный дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, особняк Кельха на ул. Чайковского, 28, еще несколько доходных домов в историческом центре Северной столицы.

Непростым человеком был булочный мастер и счастливый муж Гаусвальд, раз привлек модных архитекторов к постройке собственной дачи на Каменном острове. В то время Каменный — и бывшая собственность императорской фамилии, и суперэлитный коттеджный поселок. Среди его обитателей — купец Елисеев и промышленник Путилов, адвокат Плансон и профессор Бехтерев, основатель Харбина инженер Свиягин.

Но вернемся к даче. Особняк Гаусвальд — редчайший образец петербургского модерна в деревянном зодчестве воплотил многие характерные черты стиля: подчеркнутая асимметрия силуэта здания, сложная, изломанная линии крыши и порталов. К деревянной двухэтажной части здания примыкает одноэтажная часть с полукруглым порталом. С юга комплекс дополняют две деревянные террасы, оформленные четырьмя каменными столбами, а с севера — полукруглая каменная башенка с полуциркульными окнами. Цокольный этаж выполнен из бутовый плиты (бутовый или ломовой камень получается из известняков и песчаников). Кстати, эта плита — своеобразная "визитная карточка" особняков на Каменном, она так или иначе использовалась при оформлении чуть ли не каждого второго здания.

Жилые комнаты хозяев находились на первом этаже, второй был отдан под гостевые и кабинет. Дача делилась на две части: служебную — юго-западную и жилую — северо-восточную. Кухня, буфетная и комнаты для прислуги имели отдельный вход. Считается, что планировка, некоторые элементы декора и функциональное деление здания почерпнуты создателями проекта из архитектуры классических английских коттеджей. Некоторые исследователи истории архитектуры, правда, считают стилем-прототипом дачи Гаусвальд не "английский" а "баварский". Что не меняет дела: стильный и импозантный снаружи, изнутри коттедж оставался уютным и продуманным до мелочей жильем.

Луначарский


После революции Каменный остров, превратившийся в остров Трудящихся, обезлюдел. Прежние жильцы дач исчезли, а собственно трудящиеся еще не появились — война, разруха. Зато у некогда элитного района появились новые "хозяева" — беспризорники. Возможно, именно поэтому советская власть решила разом национализировать особняки и передать их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Так дача Гаусвальд стала домом для 3-й детской колонии имени Луначарского.

Сам нарком просвещения (а впоследствии академик АН СССР) Луначарский, несмотря на неоднозначность в качестве политической фигуры, был человеком интеллигентным. По свидетельству Льва Троцкого, "Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от "невежественных узурпаторов" полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров". Несмотря на это и огромный опыт просветительской работы, дело перевоспитания трудновоспитуемых в колонии имени наркома шло неторопливо. И об уюте и внутренних интерьерах дома пришлось забыть.

Мальчишки. Беспризорники. Жильцы элитного особняка. Начиналось все с мелочей. Один из воспитанников, Н. А. Бейнар, пишет: "...Высота окна в столовой была в два этажа, внутренняя рама которого отделана разноцветными стеклышками, изображавшими цветы с зелеными листочками в свинцовой тонкой окантовке. Конечно, эти красивые стекла не давали покоя детским рукам. Они выковыривались из свинцовой окантовки. Свинец шел на грузила к удочкам, а красивые круглые, разного цвета толстые стеклышки находили применение в какой-нибудь игре или на что-то обменивались...". Растаскивание всего, что привлекало пытливые детские умы, продолжалось до 1923 года, когда дача Гаусвальд приняла новых хозяев и стала санаторием-профилакторием Ленинградского металлического завода.

Потекла тихая номенклатурная жизнь. Остров Трудящихся получил кличку "остров высоких заборов", превратившись, по сути, в комплекс номенклатурных дач, и стал довольно далек и от социальных потрясений, и от нужд трудящихся.

Белый гриб


Губительным временем для особняков на Каменном оказались годы "перестройки". Памятник архитектуры местного значения дача Гаусвальд, приобретенная в 1990-х частной компанией, почти двадцать лет простояла заброшенной и холодной. Вспомнили о ней только в 2008-м: на заседании совета по сохранению культурного наследия (КГИОП) при правительстве Петербурга был рассмотрен вопрос о даче Гаусвальд.

Собственно, вопрос к тому моменту уже отпал. Как пояснил тогда заместитель директора компании "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик, около 85% деревянных конструкций уничтожено белым древесным грибом, разрушающим древесину.

Приговор: дача будет снесена. Возможная поправка: будут разобраны, а после воссозданы деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. При этом за коттеджем даже может сохраниться статус памятника архитектуры (с внесением соответствующих уточнений в список памятников архитектуры). Сейчас особняк по-прежнему в аварийном состоянии. А внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно.

На Каменном острове Петербурга много необычных особняков. В конце 19 века это место стало популярным дачным районом. Прогуливаясь по тихому Каменному острову создается впечатление, что вы оказались в эпохе модерн на рубеже веков. По подсказке френдов goldfond и vince_spb я нашла интересные домики. Буду постепенно рассказывать о них.


Дача Гаусвальд Я решила тоже подписывать свои фото, дело муторное и от сетьевого воровства не спасает, но придает солидности

Дача Гаусвальд создает впечатление типичного английского дома с привидениями. Здесь снимался особняк Ирен Адлер в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Дача была построена в 1898 году для жены булочника Евгении Гаусвальд. Архитекторы - Чагин В.И. и Шене В.И. После революции в доме была детская колония. После 1923 года в доме расположился санаторий для партийных лиц.

Сейчас здание выкупили частные предприниматели, но обещанная реставрация так и не сделана. В 2008 году предпринимались попытки вообще снести дачу, но активисты города не позволили такому вандализму свершиться. Трудности реставрации вызывают деревянные детали здания, которые поражены грибком и могут рассыпаться при работах.

Наверняка, в таком здании появляется призрак хозяйки, которая печально обходит свои владения, позвякивая ключами. Возможно, благодаря ее стараниям, дача до сих пор не разрушена. Это доброе привидение, которое снисходительно относится к непрошеным гостям, если они не намерены вредить ее имуществу.


Дача в конце 19 века


Кадры из фильма "Шерлок Холмс", особняк Ирен Адлер


Для любителей архитектурных деталей - план дома

Продолжение о домиках Каменного острова следует

Обновления блога в моем

Оригинальное по решению здание красивого силуэта. К деревянной двухэтажной центральной части здания примыкает одноэтажная часть с поукруглым порталом. Круглая башня с полуциркульными окнами расположена с севера. С южной стороны находятся две таррасы, оформленные 4-мя каменными столбами. Цокольный этаж выполнен из бутовой плиты.

План дома включал выделение функциональных зон - юго-западной - для служебных целей, и северо-восточной - для жизни семьи. Кухня, буфетная и комнаты прислуги имели отдельный вход. Жилые комнаты находились на первом этаже, на втором - кабинет и комнаты для гостей.

На участке размещались многочисленные служебные постройки - одно- и двухэтажные прямоугольные здания.

Дача Е. К. Гаусвальд

Дача г-жи Е. К. Гаусвальд в С.-Петербурге, внутри парка Каменного острова - проектирована и построена архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене. Стиль дачи - новый, с преобладанием мотивов американских деревянных построек. Дача предназначена для малой семьи, причем не требовалось мужского кабинета и зала, но на первом плане должна была быть выдвинута столовая, и в одно с ней - бильярдная. Во втором этаже находятся две комнаты для гостей. Здание покрыто черепицею, а башня и шпиль около входа - шифером. При даче имеются: конюшня на 4 лошади, сарай и служебный флигель, состоящий из прачешной с катком, двух комнат для кучера и конюха и таких же помещений для дворников. В даче проведен водопровод, для чего на чердаке помещен бак на 250 ведер воды.

Вся стоимость дачи составила 44 795 руб. 22 коп., причем по стоимости отдельных работ эти суммы распределены следующим образом: Земляные работы. . . . . . . . . . . . . 275 р. 24 к. Каменные работы. . . . . . . . . . . . . 9383 р. 01 к. Плотничьи и столярные. . . . . . . . . . 15168 р. 36 к. Приборы для окон и дверей. . . . . . . . 537 р. 44 к. Конопатные работы. . . . . . . . . . . . 426 р. 15 к. Кровельные работы (черепицей и шифером) . . 1618 р. 45 к. » » (железом) . . . . . . . 453 р. 50 к. Печные работы. . . . . . . . . . . . . . 1942 р. 90 к. Штукат. работы. . . . . . . . . . . . . . 2987 р. 10 к. Паркетные работы. . . . . . . . . . . . . 357 р. 50 к. Водопроводные работы. . . . . . . . . . 926 р. - Малярные работы (вкючая обои) 2633 р. 37 к. Стекольные работы. . . . . . . . . . . . 1190 р. 31 к. Леса, подмостки и непредвиденные расходы 5% (около) . . . . . . . . . . . . . . . 2024 р. 95 к. Составление чертежей, детальные рисунки, жалование чертежникам и десятнику и разъезды. . . . . . . . . . . . . . . . 20157р. 68 к. Решетка вокруг здания и художественные кузнечные работы. . . . . . . . . . . . . 2467 р. 85 к. Страховка здания во время постройки. . . . 145 р. 21 к. Всего 44795 р. 22 к. Насыпь и садовые работы в эту сумму не входят, равно как линолеум, которым покрыты все полы, за исключением паркетных; на все это израсходовано, сверх приведенной общей суммы, около 4500 руб. Арх. В. Шене.

Дача Гаусвальд – один из особняков в элитном районе Каменного острова, построенный в 1898 г. Он также известен, как дом Ирэн Адлер из экранизации про Шерлока Холмса. Несмотря на то, что здание признано архитектурным памятником, оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитальной реконструкции.

История особняка

В 1898 г. мастер булочных дел по фамилии Гаусвальд решил построить для своей супруги загородный особняк. Он планировал создать дом, внешне напоминавший пряничный домик, и пригласил к сотрудничеству известных зодчих В. Шене и В. Чагина.

Неизвестно, каким образом удалось булочнику получить землю на Каменном острове – участки выделяли только представителям знати и приближенным императора Николая II. На острове проживали дворянин Николай Свиягин, именитый психиатр Владимир Бехтерев, финансист Алексей Путилов. Тем не менее, в 1900 г. строительство дома Гаусвальд было завершено. Он стал одним из первых деревянных малоэтажных сооружений в стиле модерн во всей России.

После революции 1917 г. Каменный остров назвали Островом Трудящихся, а богатые жильцы оставили свои дачи и съехали, многие покинули страну. В запустевших домах обосновались беспризорники. Новая власть, ратовавшая за равноправие, передала особняк Гаусвальд и часть других домов в ведение 3-й детской колонии им. Луначарского.

Перевоспитание трудных подростков проходило медленно. Они наносили значительный вред интерьерам и внутреннему убранству дома: били стекла, царапали кладку, вытаскивали из витражей свинцовые элементы декора и цветные стеклышки. Свинец шел на грузила для удочек, а стеклышки обменивались на мелкие услуги.

В 1923 г. колония Луначарского съехала из здания. Оно перешло в ведение Ленинградского металлического завода и было переоборудовано в профилакторий.

В 1990 г. дом Гаусвальд выкупила частная компания, но использовать не стала. До 2008 г. здание было заброшено. За 18 лет простоя деревянные элементы конструкции на 85% уничтожил белый грибок. На заседании Комитета по охране культурного наследия Санкт-Петербурга было принято решение снести дачу, но по неизвестной причине оно не было исполнено.

Дом Гаусвальд в фильмах

Дача Гаусвальд, благодаря интересному облику, имеет богатую фильмографию. Здание снимали в детективной истории Шерлока Холмса в 1980 г. в качестве дома Ирэн Адлер – единственной женщины, ставшей достойным соперником сыщика по интеллекту и вызывавшей в нем неподдельный интерес.

Позже дом появился в комедии Яна Фрида «Дон Сезар де Базан», а также в музыкальном кино «Летучая мышь» и в художественном фильме «Марица», снятом по мотивам оперетты Имре Кальмана.

Архитектура здания

Дача Гаусвальд – редкий образец деревянного сооружения, воплощающего в своем облике черты стиля модерн: асимметричный силуэт, сложную линию крыши, полукруглые башенки с каменными окнами, витражи вместо окон.

Деревянная часть здания двухэтажная. С севера вплотную к ней примыкает одноэтажная конструкция и полукруглая башенка с арочным входом, а с юга – две террасы из дерева. Цокольный этаж выполнен на деревянных опорах и украшен бутовым камнем.

Внутреннее убранство особняка безвозвратно утрачено, но известно, что в былые годы на первом этаже находились комнаты хозяев, а на втором - кабинет и гостевые спальни. Юго-западная часть здания использовалась в качестве служебной, в нее был устроен отдельный вход.

На участке размещались хозяйственные постройки, ни одна из которых не сохранилась.

Прогноз на будущее

В 2017 г. приговор даче Гаусвальд был пересмотрен. Памятник архитектуры решено восстановить. Строители уже работают на участке – разбирают внутреннюю отделку, чтобы понять, какие элементы конструкции нуждаются в замене. Позже над особняком выстроят каркас из металла для защиты от осадков и начнут реставрацию. Полная разборка здания не входит в планы рабочих – они хотят заменить только нижние сгнившие венцы сруба и элементы, поврежденные грибком.

Работы ведутся под контролем Комитета по охране памятников архитектуры Санкт-Петербурга, представители которого уверены, что исторический облик здания удастся сохранить на 75%.

Где находится дача

Адрес дома Гаусвальд – Каменный остров, 2-я Березовая аллея, д. 32. Она закрыта для посещений, рассмотреть архитектуру можно только издалека. Добираться удобнее всего на автомобиле, ближайшие остановки автобусов находятся на другом конце острова.

Второй вариант – пройти пешком от станции метро «Петроградская» по Каменноостровскому проспекту, пересечь Малую Невку и, оказавшись на острове, свернуть направо, на 2-ю Березовую аллею. Маршрут занимает 17-20 минут в быстром темпе.

Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.

Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.

С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?

3.

фото из гугл документов

Остров трудящихся

Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.

4.

Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.

5.

Остров острых заборов

Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.

6.

Дом Ирэн Адлер

С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.

Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.

7.

Белый гриб

Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.

8.

Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.

9.

Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.