Трубопроводы используются в качестве технологических аппаратов. Технологические трубопроводы
г. Сургут
Назначение и устройство технологических трубопроводов
Технологические трубопроводы – это трубопроводы предназначенные для транспортирования исходных, промежуточных и конечных продуктов при абсолютном давлении от 0,001 МПа (0,01 кгс/см 2) до 100 МПа вкл. (1000 кгс/см 2), а также трубопроводов для подачи теплоносителей, смазки и других веществ, необходимых для работы оборудования.
Технологические трубопроводы работают в разнообразных условиях, находятся под воздействием значительных давлений и высоких температур, подвергаются коррозии и претерпевают периодические охлаждения и нагревы. Их конструкция делается все более сложной за счет увеличения рабочих параметров транспортируемого продукта и роста диаметров трубопроводов и ужесточения требований к надежности эксплуатируемых систем.
Затраты на сооружение и монтаж трубопроводов могут достигать 30% стоимости всего объекта. В связи с этим делом первостепенной важности специализированных проектных, строительных и эксплуатирующих организаций являются техническое совершенствование и перевооружение технологических схем на основе внедрения новейших достижений науки и использования передовой техники. От правильного выбора конструкций, качественного изготовления элементов и организации строительства зависят экономия материальных ресурсов и сокращение потерь перекачиваемого продукта.
Трубопровод - сооружение, состоящее из герметично соединенных между собой труб, деталей трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежных деталей, прокладок, материалов и деталей тепловой и противокоррозионной изоляции и предназначенное для транспортировки исходных, промежуточных и конечных продуктов.
К технологическим относятся находящиеся в пределах площадочного объекта трубопроводы, по которым транспортируют различные вещества, в том числе сырье, полуфабрикаты, промежуточные и конечные продукты, отходы производства, необходимые для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.
Условия изготовления и монтажа технологических трубопроводов определяются: разветвленной сетью большой протяженности и различием конфигурации обвязки технологического оборудования; разнообразием применяемых материалов, типов труб, их диаметров и толщин стенок; характером и степенью агрессивности транспортируемых веществ и окружающей среды; различием способов прокладки /в траншеях, без траншей, каналах, тоннелях, на стойках, двух- и многоярусных эстакадах на технологическом оборудовании, а также на разных высотах и часто в условиях, неудобных для производства работ/; количеством разъемных и неразъемных соединений, деталей трубопроводов, арматуры, компенсаторов, контрольно-измерительных приборов и опорных конструкций.
Для того чтобы смонтировать 1 т стальных технологических трубопроводов, необходимо помимо труб израсходовать в среднем различных деталей и арматуры в количестве до 22% его массы.
Основная характеристика трубопровода - внутренний диаметр, определяющий его проходное сечение, необходимое для прохождения заданного количества вещества при рабочих параметрах эксплуатации /давление, температура, скорость/. При строительстве трубопроводов для сокращения количества видов и типоразмеров входящих в состав трубопроводов соединительных деталей и арматуры используют единый унифицированный ряд условных проходов.
Условный проход Ду - номинальный внутренний диаметр присоединяемого трубопровода /мм/. Труба при одном и том же наружном диаметре может иметь различные номинальные внутренние диаметры. Для арматуры и соединительных деталей технологических трубопроводов наиболее часто применяют следующий ряд условных проходов /СТ СЭВ 254-76/, мм: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500. Дня труб этот ряд - рекомендуемый, и Ду для них устанавливается в проекте, стандартах или технической документации.
При выборе трубы для трубопровода под условным проходом понимают ее расчетный округленный внутренний диаметр. Например, для труб наружным диаметром 219 мм и толщиной стенки 6 и 16 мм, внутренний диаметр которых соответственно равен 207 и 187 мм, в обоих случаях принимают ближайший из унифицированного ряда Ду, т.е. 200 мм.
Механическая прочность труб, соединительных деталей и арматуры при определенных интервалах температур транспортируемого по трубопроводу вещества или окружающей среды снижается. Понятие "условное давление" введено для учета изменений прочности соединительных деталей и арматуры трубопроводов под действием избыточного давления и температуры транспортируемого вещества или окружающей среды.
Условное давление Ру - наибольшее избыточное давление при температуре вещества или окружающей среды 20°С, при котором обеспечивается длительная работа арматуры и деталей трубопровода, имеющих заданные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках их прочности, соответствующих температуре 20°С. Например, для арматуры и деталей трубопроводов из стали 20, работающих при избыточном давлении 4 МПа и транспортирующих вещество при температуре 20°С, условное давление Ру = 4 МПа, при температуре 350°С Ру = 6,3 МПа.
Билет №1
Какое давление принимается за максимальное рабочее?
– разрешенное давление для аппарата, с которым соединен трубопровод;
– для напорных трубопроводов (после насосов, компрессоров, газодувок) - максимальное давление, развиваемое центробежной машиной при закрытой задвижке со стороны нагнетания; а для поршневых машин - давление срабатывания предохранительного клапана, установленного на источнике давления;
– для трубопроводов с установленными на них предохранительными клапанами - давление срабатывания предохранительного клапана.
3.Сварные швы и их расположение от края опоры.
Конструкция и расположение сварных соединений должны обеспечивать их качественное выполнение и контроль до оси кольцевого сварного шва для труб;
Сварные соединения трубопроводов должны располагаться от края опоры на расстоянии 50 мм для труб диаметром менее 50 мм и не менее чем на расстоянии 200 мм для труб диаметром свыше 50 мм.
В каких случаях допускается замена гидравлического испытания на пневматическое?
Если несущая строительная конструкция или опоры не рассчитаны на заполнение трубопровода водой;
При температуре окружающего воздуха ниже 0°С и опасности промерзания отдельных участков трубопровода;
Если применение жидкости (воды) недопустимо.
Билет №2
Область применения «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».
- правила распространяются на стационарные стальные технологические трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне от остаточного давления (вакуум) 0,001 МПа (0,01 кгс/см ) до условного давления 320 МПа (3200 кгс/см 2 ) и рабочих температур от минус 196 до плюс 700°С на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химико-фармацевтических, целлюлозно-бумажных, микробиологических, коксохимических, нефте- и газодобывающих предприятиях.
Что должен уметь выполнять монтажник технологических трубопроводов 4-го разряда?
Затачивать, заправлять, регулировать, налаживать применяемые инструменты;
Пользоваться необходимыми приспособлениями и измерительными приборами;
Назначение предохранительных клапанов?
Для предотвращения разрушения оборудования;
Виды прокладочных материалов, применяемых на фланцевых соединениях?
Паронит, асбест, винипласт;
Сталь, медь, свинец;
Билет №3
На какие трубопроводы подразделяются технологические трубопроводы в зависимости от рабочего давления?
На технологические трубопроводы низкого давления с условным давлением до 10 МПа (100 кгс/см 2) включительно;
Технологические трубопроводы высокого давления с условным давлением свыше 10 МПа (100 кгс/см 2) до 320 МПа (3200 кгс/см 2).
2. Монтаж каких трубопроводов обязан проводить монтажник ТТ 4-го разряда?
Монтаж трубопроводов диаметром до 200 мм на условное давление до 4 МПа (40 атм.) с установкой арматуры.
3. Классификация газов, перекачиваемых по трубопроводам?
Сжиженные;
Для чего служит наружный центратор при сборке трубопроводов?
Выравнивание торцов трубы при сварке по оси расположения;
Билет №4
На какие среды подразделяется перекачиваемая продукция в зависимости от скорости коррозии углеродистых сталей?
Неагрессивные и мало агрессивные - со скоростью коррозии до 0,1 мм/год;
Средне агрессивные - со скоростью коррозии 0,1 - 0,5 мм/год;
Высоко агрессивные - со скоростью коррозии свыше 0,5 мм/год.
Обязанности по монтажу трубопроводов из стеклянных труб монтажника технологических трубопроводов 4-го разряда?
Монтаж и испытание трубопроводов из стеклянных труд диаметром свыше 25 до 40 мм.
Установка фасонных частей из стекла и запорной арматуры.
Перерезка стеклянных труб на станке.
На какую величину испытательное давление трубопроводов должно превышать рабочее давление?
Как производится обратная засыпка траншеи?
В два приема;
Билет №5
Что необходимо проверить перед сборкой деталей в укрупненные узлы трубопроводов?
Маркировку;
Билет №6
1. Требования к конструкции трубопровода высокого давления.
- детали трубопроводов высокого давления должны изготавливаться из поковок, объемных штамповок и труб. Допускается применение других видов заготовок, если по заключению специализированной научно-исследовательской организации они обеспечивают надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.
Отношение внутреннего диаметра ответвления к внутреннему диаметру основной трубы в кованых тройниках-вставках не должно быть менее 0,25. Если соотношение диаметра штуцера и диаметра основной трубы менее 0,25, должны применяться тройники или штуцера.
Билет №7
1. Какие требования предъявляются к трубопроводной арматуре по способу присоединения?
По способу присоединения к трубопроводу арматуру разделяют на фланцевую, муфтовую, цапковую и приварную.
Муфтовая и цапковая чугунная арматура рекомендуется только для трубопроводов с условным проходом D у не более 50 мм, транспортирующих негорючие нейтральные среды. Муфтовая и цапковая стальная арматура может применяться на трубопроводах для всех сред при условном проходе D у не более 40 мм.
Фланцевая и приварная арматура допускается к применению для всех категорий трубопроводов.
Билет № 8
1. На какую арматуру подразделяется трубопроводная арматурапо эксплуатационному назначению?
Запорную,
Регулирующую,
Предохранительную,
Распределительную,
Защитную,
Фазоразделительную.
Билет № 9
Билет № 10
1. Как производится промывка и продувка трубопровода?
Трубопроводы должны промываться или продуваться в соответствии с указаниями проекта.
Промывка может осуществляться водой, маслом, химическими реагентами и др.
Продувка может осуществляться сжатым воздухом, паром или инертным газом.
Промывка, продувка трубопроводов должна осуществляться по специально разработанной схеме.
При проведении промывки (продувки) в зимнее время должны приниматься меры против перемерзания трубопроводов. О проведении промывки и продувки составляется акт.
Промывка водой должна осуществляться со скоростью 1 - 1,5 м/сек.
После промывки трубопровод должен полностью опорожняться и продуваться воздухом или инертным газом.
Продувка трубопроводов должна производиться под давлением равным рабочему, но не более 4 МПа (40 кгс/см 2).
Продувка трубопроводов, работающих под избыточным давлением до 0,1 МПа (1 кгс/см 2) или вакуумом, должна производиться под давлением не более 0,1 МПа (1 кгс/см 2).
Продолжительность продувки, если нет специальных указаний в проекте, должна составлять не менее 10 мин.
Во время промывки (продувки) снимаются диафрагмы, КИП, регулирующая, предохраняющая арматура и устанавливаются катушки и заглушки.
Во время промывки или продувки трубопровода арматура, установленная на спускных линиях и тупиковых участках, должна быть полностью открыта, а после окончания промывки или продувки тщательно осмотрена и очищена.
Монтажные шайбы, установленные вместо измерительных диафрагм, могут быть заменены рабочими диафрагмами только после промывки или продувки трубопровода
Билет №1
Что относится к технологическим трубопроводам?
К технологическим трубопроводам относятся:
– трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования;
– межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия.
Значительный объем строительства главных объектов в нефтеперерабатывающей, металлургической, пищевой промышленности отводится обустройству технологических трубопроводов. Они играют важнейшую роль в функционировании стратегически важных систем. Также технологические трубопроводы применяются в агропромышленных комплексах, системах теплоснабжения и во многих других отраслях промышленности.
Основные понятия
Трубопровод - это устройство, предназначенное для транспортировки разнообразных веществ. Он состоит из участков труб, соединительной и запорной арматуры, автоматики и крепежных изделий.
Какой смысл имеет понятие "технологические трубопроводы?" Определение обозначает их как системы обеспечения промышленных предприятий, по которым транспортируются полуфабрикаты и готовые продукты, а также вещества, обеспечивающие ведение всего процесса.
Расположение трубопроводов
В процессе прокладки необходимо выполнять такие рекомендации:
- технологические трубопроводы должны иметь минимальную протяженность;
- в системе недопустимы провисания и застои;
- обеспечение свободного доступа для проведения технологического контроля;
- возможность расположения необходимых подъемно-транспортных средств;
- обеспечение изоляцией для препятствия проникновения влаги и сохранения тепла;
- защиту трубопроводов от возможных повреждений;
- беспрепятственное перемещение средств пожаротушения и подъемных механизмов.
Углы уклонов
Эксплуатация технологических трубопроводов предусматривает вынужденные остановки. Для этого в проект закладываются уклоны, которые обеспечат произвольное опустошение труб. Устройство технологических трубопроводов предусматривает следующий угол уклона в зависимости от перемещаемой среды (значения приводятся в градусах):
- газообразная среда: по направлению движения - 0,002, против него - 0,003;
- жидкие легкоподвижные вещества - 0,002;
- кислотная и щелочная среда - 0,005;
- вещества высокой вязкости или быстрозастывающие - до 0,02.
Конструкция может и не предусматривать уклон, тогда должны обеспечиваться специальные мероприятия по опорожнению трубопроводов.
Подготовительные работы
Монтаж технологических трубопроводов должен предварительно сопровождаться следующими действиями:
Разметка трассы
Эта операция заключается в перенесении осей крепления арматуры и компенсаторов непосредственно на то место, где будут прокладываться технологические трубопроводы. Определение места разметки может выполняться следующими инструментами:
- рулетки;
- отвесы;
- нивелир;
- гидравлический уровень;
- шаблоны;
- угольники.
Если для строительного сооружения прокладывается большое количество технологических трубопроводов, существенно уменьшается время, отведенное на разметку, за счет использования специальных макетов. Они дают наглядное представление расположения линий трубопровода по отношению к строительной конструкции. Все нанесенные элементы после разметки сверяют с проектом, после чего приступают к фиксированию опорных конструкций.
Установка опор и креплений
Во время обустройства фундамента здания в нем должны быть предусмотрены отверстия для закладки болтов, опор крепления. Их можно сделать механизированным оборудованием. В процессе установки опор должны быть учтены такие рекомендации:
- Технологические трубопроводы, которые имеют неподвижные опоры, описанные выше, предполагают установку креплений в непосредственной близости к аппаратам и арматуре. на такие опоры должна быть плотно фиксированной, не допускающей сдвигов. Такие же требования выполняются по отношению к хомутам.
- Подвижные опоры монтируются с возможностью беспрепятственного перемещения трубопровода, чтобы беспрепятственно его удлинить при возникновении необходимости. Также должна быть предусмотрена сохранность тепловой изоляции при потенциальном перемещении от расширения.
- Все устанавливаемые опоры монтажник технологических трубопроводов должен проверять на соответствие горизонтали и вертикали. Предусматриваются возможные отклонения, которые не могут превышать такие пределы:
- внутрицеховые трубопроводы - ± 5 мм;
- наружные системы - ±10 мм;
- уклоны - 0,001 мм.
Врезка в существующие системы
Для этого необходимы специальные разрешения, а также на месте работ должен присутствовать монтажник технологических трубопроводов, который обслуживает эти линии. Осуществляют врезку тогда, когда новый смонтированный компонент подключают к действующей системе. Обычно для таких случаев предусматривается установка запорной аппаратуры, но если в действующей системе нет таковой, то прибегают к врезке. Здесь существует несколько особенностей:
- Действующий трубопровод необходимо отключить и опорожнить.
- Трубы, по которым транспортировалась огне- и взрывоопасная среда, обязательно обезвреживаются и промываются.
- Ввариваемый штуцер должен пройти предварительные испытания. Также по документации устанавливается марка стали.
- Сварочные работы обязательно проводит высококвалифицированный специалист, имеющий специальный допуск к ответственным конструкциям.
- Перед тем как начнет производиться монтаж технологических трубопроводов, соединительный узел должен пройти все испытания.
Продувка и промывка
Собранный трубопровод подвергают очистке, способ которой зависит от размера трубы:
- диаметр до 150 мм - промывается водой;
- свыше 150 мм - продувается воздухом;
Очищаемый участок должен быть изолирован от других трубопроводных линий заглушками. Промывка водой производится, пока из трубы не начнет вытекать вода без загрязнений. Продувка осуществляется в течение 10 минут. Эти способы используются, если технологией не предусмотрены другие нормативы очистки. После проведенных работ можно приступать к испытаниям, которые выполняются двумя способами: гидравлическим и пневматическим.
Гидравлические испытания
Перед проверкой технологические трубопроводы разбивают на отдельные условные участки и проводят следующие мероприятия:
- контроль внешним осмотром;
- проверка технологической документации;
- установка воздушных вентилей, временных заглушек (использование постоянной аппаратуры запрещено);
- отключение испытываемого отрезка;
- подсоединение испытываемого участка к гидравлическому насосу.
Таким образом, происходит проверка одновременно на прочность и плотность трубопровода. Для установления степени прочности принимается во внимание специальное значение испытательного давления:
- Трубопроводы из стали, эксплуатируемые при рабочих давлениях до 5 кгс/м². Величина испытательного параметра - 1,5 от рабочего давления, но не меньше 2 кгс/м².
- Стальные трубы, функционирующие при давлении, которое превышает 5 кгс/м². Значение параметра для испытаний составит 1,25 рабочего давления;
- Чугунные, полиэтиленовые и стеклянные - 2 кгс/м².
- Трубопроводы из цветных металлов - 1 кгс/м².
- Для труб из других материалов - 1,25 рабочего давления.
Время выдержки под установленным значением давления составит 5 минут, только для стеклянных трубопроводов оно увеличивается в четыре раза.
Пневматические испытания
Для проверки используется или инертный газ, который берут из заводских сетей или из переносных компрессоров. Этому варианту отдают предпочтение в тех случаях, когда невозможны гидравлические испытания по ряду причин: отсутствие воды, очень низкая температура воздуха, а также когда от веса воды в конструкции трубопровода могут возникнуть опасные напряжения. Значение предельного испытательного давления зависит от размера трубопровода:
- при диаметре труб до 200 мм - 20 кгс/м²;
- 200-500 мм - 12 кгс/м²;
- свыше 500 мм - 6 кгс/м².
Если предельное значение давления другое, для таких условий должна быть разработана специальная инструкция по проведению испытаний.
Требования к пневматическим испытаниям
Пневматическое опробование запрещено для наземных чугунных и стеклянных конструкций. Для всех остальных материалов, из которых могут выполняться технологические трубопроводы, существуют специальные требования по проведению испытаний:
- давление в трубопроводе повышается постепенно;
- осмотр можно проводить при достижении давления 0,6 от рабочего значения (повышать его в процессе работ является недопустимым);
- проверка на герметичность производится обмазыванием мыльным раствором, обстукивание молотком запрещено.
Результаты гидравлического и пневматического испытаний считаются удовлетворительными, если в процессе их проведения не происходило падение давления по манометру.
Передача трубопроводов в эксплуатацию
На всех этапах монтажа составляются соответствующие документы, фиксирующие виды работ, допуски, испытания и т.д. Они передаются на этапе сдачи трубопроводов в качестве сопроводительной документации, в них входят:
- акты сдачи опорных конструкций;
- сертификаты на сварочные материалы;
- протокол внутренней очистки трубопровода;
- акты проверки качества сварных соединений;
- заключение об испытаниях запорной арматуры;
- акты и плотность;
- список сварщиков, выполнявших соединения, и документы, подтверждающие их квалификацию;
- схемы трубопроводных линий.
Технологические трубопроводы сдаются в эксплуатацию наряду с промышленными установками, зданиями и сооружениями. Отдельно могут сдаваться только межцеховые системы.
Периодический контроль должен включать такие операции:
- Проверка технического состояния в ходе наружного осмотра и неразрушающими методами.
- Проверка участков, подверженных вибрации, специальными приборами, определяющими ее частоту и амплитуду.
- Устранение неполадок, которые были зафиксированы в ходе предыдущих проверок.
Не менее важна безопасная эксплуатация технологических трубопроводов, которая обеспечивается соблюдением всех установленных правил.
Ежемесячная проверка состояния системы должна охватывать следующее:
- фланцевые соединения;
- сварные швы;
- изоляции и покрытия;
- дренажные системы,
- опорные крепления.
Если выявлены неплотности, в целях безопасности рабочее давление необходимо снизить до атмосферного, а температуру тепловых линий понижать до 60ºС для проведения необходимых мероприятий по устранению неполадок. Итоги проверки должны фиксироваться в специальных журналах.
Ревизия
Этот применяется для определения состояния и эксплуатационных возможностей трубопроводных линий. Ревизию целесообразно проводить на участках, где эксплуатация технологических трубопроводов ведется в особо сложных условиях. К последним относятся вибрации, повышенная коррозия.
Ревизия трубопроводов включает такие операции:
- Проверка толщины конструкции неразрушающими методами.
- Измерение участков, подверженных ползучести.
- Контроль сварных соединений, которые вызывают сомнения.
- Проверка
- Состояние опорных креплений.
Первый ревизионный контроль следует проводить через четверть назначенного срока в нормативных документах, но не позднее, чем через 5 лет после запуска объекта. В результате своевременного проведения всех проверок будет обеспечена безопасная эксплуатация технологических трубопроводов.
К технологическим трубопроводам относятся трубопроводы в пределах нефтебаз и складов нефтепродуктов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты, масла, реагенты, пар, вода, топливо, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования, а также нефтепродуктопроводы, по которым производится отпуск нефтепродуктов близлежащим организациям, находящиеся на балансе нефтебаз (между нефтебазой и НПЗ, наливными причалами, отдельно стоящими железнодорожными и автоэстакадами и др.).
Устройство и эксплуатация технологических трубопроводов в составе нефтебаз и складов нефтепродуктов осуществляются в соответствии с требованиями по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, устройству и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
Организации, осуществляющие эксплуатацию технологических трубопроводов (нефтебазы, склады нефтепродуктов), несут ответственность за правильную и безопасную эксплуатацию трубопроводов, контроль за их работой, своевременное и качественное проведение ревизии и ремонта.
Проектной организацией должны быть определены расчетный срок службы, категории и группы трубопроводов.
Для транспортирования нефти и нефтепродуктов должны применяться только стальные технологические трубопроводы. Применение труб из стекла и других хрупких материалов, а также из сгораемых и трудносгораемых материалов (фторопласт, полиэтилен, винипласт и др.) не допускается.
Трубопроводы для складов ГСМ авиапредприятий должны изготавливаться из низкоуглеродистой стали и иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, нанесенное в заводских условиях. Эти трубопроводы также должны иметь наружное антикоррозионное покрытие, а при подземной прокладке - катодную защиту от блуждающих токов.
Трубопроводы для ПВКЖ должны выполняться только из нержавеющей стали.
Не допускается применение в конструкциях трубопроводов авиатопливообеспечения материалов из медных и кадмиевых сплавов и оцинкованной стали.
В зависимости от коррозионной активности перекачиваемого нефтепродукта и расчетного срока эксплуатации толщину стенки трубопровода следует определять с поправкой на коррозионный износ.
Технологические трубопроводы с нефтью и нефтепродуктами, прокладываемые на территории нефтебаз, должны быть надземными на несгораемых конструкциях, эстакадах, стойках и опорах.
Надземные технологические трубопроводы, прокладываемые на отдельных опорах, эстакадах, следует размещать на расстоянии не менее 3 м от стен зданий с проемами и не менее 0,5 м от стен зданий без проемов.
Технологические трубопроводы должны выполняться из электросварных и бесшовных труб, в том числе с антикоррозионным покрытием. Выбор материалов труб и способа изготовления должен приниматься в зависимости от свойств перекачиваемой среды и рабочих параметров.
Соединения трубопроводов между собой должны выполняться сварными. При перекачке по трубопроводам застывающих нефтепродуктов, а также в местах установки арматуры и технологического оборудования допускается применять фланцевые соединения с прокладками из несгораемых материалов.
На технологических трубопроводах большого диаметра и большой протяженности при возможности повышения давления при нагреве от различных источников энергии (солнечная радиация и др.) должны устанавливаться предохранительные клапаны, сбросы от которых должны направляться в закрытые системы (дренажные или аварийные емкости).
Необходимость в установке предохранительных клапанов, их диаметр и пропускная способность определяются проектной организацией.
На технологических трубопроводах не должно быть тупиковых участков, застойных зон.
В самых низких точках трубопроводов должны быть выполнены дренажные устройства с запорной арматурой.
Прокладка трубопроводов для нефти и нефтепродуктов должна производиться с уклоном для возможности их опорожнения при остановках, при этом уклоны для трубопроводов следует принимать не менее:
Для светлых нефтепродуктов - 0,2%;
Для высоковязких и застывающих нефтепродуктов - в зависимости от конкретных свойств и особенностей, протяженности и условий прокладки - 2%.
Подвод инертного газа или пара для продувки трубопроводов должен производиться в начальных и конечных точках трубопровода. Для этого должны быть предусмотрены штуцеры с арматурой и заглушкой.
Трубопроводы для перекачки вязких продуктов должны иметь наружный обогрев. В качестве теплоносителей могут быть использованы пар, промтеплофикационная вода и электрообогрев. В случае применения электрообогрева с помощью ленточных нагревателей последние должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.
На вводах технологических трубопроводов нефти и нефтепродуктов к объектам (резервуарным паркам, насосным, ж.д. и автоэстакадам, причальным сооружениям) должна устанавливаться запорная арматура. Управление приводами запорной арматуры следует принимать дистанционным из операторной и ручным по месту установки.
Узлы задвижек следует располагать вне обвалования (ограждающей стенки) групп или отдельно стоящих резервуаров, кроме задвижек, установленных в соответствии с п. 2.6.41.
На обвязочных трубопроводах установка и расположение запорной арматуры должны обеспечивать возможность перекачки нефтепродукта из резервуара в резервуар в случае аварийной ситуации.
В технологических схемах мазутных хозяйств должны применяться стальные бесшовные и электросварные прямошовные трубы, изготовленные из спокойных углеродистых и низколегированных сталей.
Допускается применение импортных труб, поставляемых в комплекте с теплоэнергетическими агрегатами и технологическими линиями, имеющих сертификат соответствия и разрешение на их применение, оформленное в установленном порядке.
Для компенсации температурных деформаций трубопроводов в мазутных хозяйствах следует использовать самокомпенсацию за счет поворотов и изгибов трассы или предусматривать установку специальных компенсирующих устройств (П-образных компенсаторов).
Применение сальниковых, линзовых и волнистых компенсаторов в системах мазутного хозяйства не допускается.
На всех мазутопроводах, паропроводах и конденсатопроводах мазутных хозяйств тепловых электростанций должна применятся только стальная арматура. Не допускается применение арматуры из ковкого и серого чугуна и цветных металлов.
Запорная арматура, устанавливаемая на продуктовых трубопроводах, должна быть выполнена в соответствии с установленными требованиями к классу герметичности затворов трубопроводной запорной арматуры.
Запорная арматура, установленная на трубопроводах с условным диаметром более 400 мм, должна иметь механический привод (электро-, пневмо- и гидроспособами действия).
Арматуру массой более 500 кг следует располагать на горизонтальных участках, при этом предусматривать вертикальные опоры.
Конструкция уплотнений, сальниковые набивки, материалы прокладок и монтаж фланцевых соединений должны обеспечивать необходимую степень герметичности в течение межремонтного периода эксплуатации технологической системы.
Капитальный ремонт электроприводов арматуры во взрывозащищенном исполнении должен производиться в специализированных организациях.
Прокладка сборных коллекторов в пределах обвалования группы резервуаров с единичной емкостью более 1000 м 3 не разрешается. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда обеспечивается возможность тушения каждого резервуара пеноподъемниками, установленными на передвижной пожарной технике для резервуаров единичной емкостью 3000 м 3 и менее.
Генеральный директор ООО "Диаформ"
Иноземцев В.В.
Трубопроводы должны относиться к сооружениям!
В первую очередь предлагаем определить трубопроводы (магистральные, технологические и пр.) как сооружение. Несмотря на то, что формулировка «здания и сооружения» постоянно присутствует в сфере промышленной безопасности, конкретные понятия этих терминов определены только в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности определение терминов «здание» и «сооружение» отсутствуют.
С точки зрения Федерального закона № 116 «О промышленной безопасности ОПО» от 27.07.1997, устанавливающего правила проведения экспертизы, есть понятие технического устройства, но нет понятия зданий и сооружений. Что такое «техническое устройство»? Согласно № 116-ФЗ, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта. Что такое машины и оборудование, разъясняется в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»: машина – ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединённых вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала); оборудование – применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения её основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему. Если сопоставить эти понятия, то можно увидеть, что здания и сооружения в эту терминологию не входят. Они и не должны входить. Исходя из существующих документов, остаются «подвешенными» такие объекты экспертизы, как резервуары и трубопроводы.
Тем не менее, в соответствии с терминологией законодательства, резервуары и трубопроводы – это сооружения! Обратимся к Федеральному закону от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который толкует сооружения как результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Таким образом, резервуары и трубопроводы четко подпадают под понятие «сооружения». По своей сути резервуар, несомненно, сооружение, так как он сооружается на объекте, это строительная конструкция, он имеет свою строительную часть.
В состав резервуаров входит много технических устройств. При проведении расчетов, к разным механизмам в составе резервуара нельзя относиться как к единому техническому устройству – тогда все расчеты примитивно сводятся к расчетам по скорости коррозии, учитывается только внутреннее давление, все упрощается. В случае, если выполнять экспертизу для сооружения, то в расчет включаются и ветровые, и снеговые нагрузки, и собственный вес. Поэтому относить резервуары и трубопроводы к техническим устройствам – означает очень много потерять в оценке реальной ситуации.
Основное требование к заключению эксперта промышленной безопасности –результаты его должны быть выданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Таким образом, эксперт должен в заключении делать ссылку на нормативно-правовые акты. А актов по сути, нет. Получается тупик – как можно сделать работу, если нет нормативной базы?
Поэтому силами НПС «РИСКОМ» разработан Стандарт по техническому диагностированию технологических трубопроводов, в котором прежде всего изменён подход к технологическому трубопроводу, как к сооружению. Когда отправили на рассмотрение первый проект, у тех, кто рассматривал документ, сразу возникло много технических вопросов, и первый – почему мы относим трубопроводы к сооружениям и рассматриваем в составе трубопровода строительные конструкции.
С технической точки зрения трубопровод, который лежит на опорах, на эстакадах, рассматривать как техническое устройство неправильно, потому что сами опоры оказывают воздействие на трубопровод, и трубопровод оказывает воздействие на опоры. Все это элементы сооружения, они взаимосвязаны, и проверять из всего комплекса только одну трубу на скорость коррозии, учитывая при расчетах только внутреннее давление, неверно. Эксперт видит, к примеру, что нет плотного прилегания, опора не несет той нагрузки, которую должна нести, эта нагрузка ложится на трубопровод, на его стенки. Но все это в расчетах не учитывается. Ветровые, снеговые нагрузки тоже не учитываются. Вопрос становится очень серьезным, а ситуация год от года усложняется.
Предложения по совершенствованию нормативно правовых актов в области промышленной безопасности:
1. Дополнить 116-ФЗ определениями «здание» и «сооружение».
2. Разработать ФНП по обследованию и мониторингу зданий и сооружений для объектов магистральных трубопроводов.
3. Доработать ФНП «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» в части ведения мониторинга технического состояния площадочных сооружений магистральных трубопроводов и полностью переработать раздел «Техническое диагностирование опасных производственных объектов магистральных трубопроводов».