Трубопроводы используются в качестве технологических аппаратов. Технологические трубопроводы

г. Сургут


Назначение и устройство технологических трубопроводов

Технологические трубопроводы – это трубопроводы предназначенные для транспортирования исходных, промежуточных и конечных продуктов при абсолютном давлении от 0,001 МПа (0,01 кгс/см 2) до 100 МПа вкл. (1000 кгс/см 2), а также трубопроводов для подачи теплоносителей, смазки и других веществ, необходимых для работы оборудования.

Технологические трубопроводы работают в разнообразных условиях, находятся под воздействием значительных давлений и высоких температур, подвергаются коррозии и претерпевают периодические охлаждения и нагревы. Их конструкция делается все более сложной за счет увеличения рабочих параметров транспортируемого продукта и роста диаметров трубопроводов и ужесточения требований к надежности эксплуатируемых систем.

Затраты на сооружение и монтаж трубопроводов могут достигать 30% стоимости всего объекта. В связи с этим делом первостепенной важности специализированных проектных, строительных и эксплуатирующих организаций являются техническое совершенствование и перевооружение технологических схем на основе внедрения новейших достижений науки и использования передовой техники. От правильного выбора конструкций, качественного изготовления элементов и организации строительства зависят экономия материальных ресурсов и сокращение потерь перекачиваемого продукта.

Трубопровод - сооружение, состоящее из герметично соединенных между собой труб, деталей трубопроводов, запорно-регулирующей аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, опор и подвесок, крепежных деталей, прокладок, материалов и деталей тепловой и противокоррозионной изоляции и предназначенное для транспортировки исходных, промежуточных и конечных продуктов.

К технологическим относятся находящиеся в пределах площадочного объекта трубопроводы, по которым транспортируют различные вещества, в том числе сырье, полуфабрикаты, промежуточные и конечные продукты, отходы производства, необходимые для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

Условия изготовления и монтажа технологических трубопроводов определяются: разветвленной сетью большой протяженности и различием конфигурации обвязки технологического оборудования; разнообразием применяемых материалов, типов труб, их диаметров и толщин стенок; характером и степенью агрессивности транспортируемых веществ и окружающей среды; различием способов прокладки /в траншеях, без траншей, каналах, тоннелях, на стойках, двух- и многоярусных эстакадах на технологическом оборудовании, а также на разных высотах и часто в условиях, неудобных для производства работ/; количеством разъемных и неразъемных соединений, деталей трубопроводов, арматуры, компенсаторов, контрольно-измерительных приборов и опорных конструкций.

Для того чтобы смонтировать 1 т стальных технологических трубопроводов, необходимо помимо труб израсходовать в среднем различных деталей и арматуры в количестве до 22% его массы.

Основная характеристика трубопровода - внутренний диаметр, определяющий его проходное сечение, необходимое для прохождения заданного количества вещества при рабочих параметрах эксплуатации /давление, температура, скорость/. При строительстве трубопроводов для сокращения количества видов и типоразмеров входящих в состав трубопроводов соединительных деталей и арматуры используют единый унифицированный ряд условных проходов.

Условный проход Ду - номинальный внутренний диаметр присоединяемого трубопровода /мм/. Труба при одном и том же наружном диаметре может иметь различные номинальные внутренние диаметры. Для арматуры и соединительных деталей технологических трубопроводов наиболее часто применяют следующий ряд условных проходов /СТ СЭВ 254-76/, мм: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500. Дня труб этот ряд - рекомендуемый, и Ду для них устанавливается в проекте, стандартах или технической документации.

При выборе трубы для трубопровода под условным проходом понимают ее расчетный округленный внутренний диаметр. Например, для труб наружным диаметром 219 мм и толщиной стенки 6 и 16 мм, внутренний диаметр которых соответственно равен 207 и 187 мм, в обоих случаях принимают ближайший из унифицированного ряда Ду, т.е. 200 мм.

Механическая прочность труб, соединительных деталей и арматуры при определенных интервалах температур транспортируемого по трубопроводу вещества или окружающей среды снижается. Понятие "условное давление" введено для учета изменений прочности соединительных деталей и арматуры трубопроводов под действием избыточного давления и температуры транспортируемого вещества или окружающей среды.

Условное давление Ру - наибольшее избыточное давление при температуре вещества или окружающей среды 20°С, при котором обеспечивается длительная работа арматуры и деталей трубопровода, имеющих заданные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках их прочности, соответствующих температуре 20°С. Например, для арматуры и деталей трубопроводов из стали 20, работающих при избыточном давлении 4 МПа и транспортирующих вещество при температуре 20°С, условное давление Ру = 4 МПа, при температуре 350°С Ру = 6,3 МПа.

Билет №1

Какое давление принимается за максимальное рабочее?

– разрешенное давление для аппарата, с которым соединен трубопровод;

– для напорных трубопроводов (после насосов, компрессоров, газодувок) - максимальное давление, развиваемое центробежной машиной при закрытой задвижке со стороны нагнетания; а для поршневых машин - давление срабатывания предохранительного клапана, установленного на источнике давления;

– для трубопроводов с установленными на них предохранительными клапанами - давление срабатывания предохранительного клапана.

3.Сварные швы и их расположение от края опоры.

Конструкция и расположение сварных соединений должны обеспечивать их качественное выполнение и контроль до оси кольцевого сварного шва для труб;

Сварные соединения трубопроводов должны располагаться от края опоры на расстоянии 50 мм для труб диаметром менее 50 мм и не менее чем на расстоянии 200 мм для труб диаметром свыше 50 мм.

В каких случаях допускается замена гидравлического испытания на пневматическое?

Если несущая строительная конструкция или опоры не рассчитаны на заполнение трубопровода водой;

При температуре окружающего воздуха ниже 0°С и опасности промерзания отдельных участков трубопровода;

Если применение жидкости (воды) недопустимо.

Билет №2

Область применения «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».

- правила распространяются на стационарные стальные технологические трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне от остаточного давления (вакуум) 0,001 МПа (0,01 кгс/см ) до условного давления 320 МПа (3200 кгс/см 2 ) и рабочих температур от минус 196 до плюс 700°С на химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химико-фармацевтических, целлюлозно-бумажных, микробиологических, коксохимических, нефте- и газодобывающих предприятиях.

Что должен уметь выполнять монтажник технологических трубопроводов 4-го разряда?

Затачивать, заправлять, регулировать, налаживать применяемые инструменты;

Пользоваться необходимыми приспособлениями и измерительными приборами;

Назначение предохранительных клапанов?

Для предотвращения разрушения оборудования;

Виды прокладочных материалов, применяемых на фланцевых соединениях?

Паронит, асбест, винипласт;

Сталь, медь, свинец;

Билет №3

На какие трубопроводы подразделяются технологические трубопроводы в зависимости от рабочего давления?

На технологические трубопроводы низкого давления с условным давлением до 10 МПа (100 кгс/см 2) включительно;

Технологические трубопроводы высокого давления с условным давлением свыше 10 МПа (100 кгс/см 2) до 320 МПа (3200 кгс/см 2).

2. Монтаж каких трубопроводов обязан проводить монтажник ТТ 4-го разряда?

Монтаж трубопроводов диаметром до 200 мм на условное давление до 4 МПа (40 атм.) с установкой арматуры.

3. Классификация газов, перекачиваемых по трубопроводам?

Сжиженные;

Для чего служит наружный центратор при сборке трубопроводов?

Выравнивание торцов трубы при сварке по оси расположения;

Билет №4

На какие среды подразделяется перекачиваемая продукция в зависимости от скорости коррозии углеродистых сталей?

Неагрессивные и мало агрессивные - со скоростью коррозии до 0,1 мм/год;

Средне агрессивные - со скоростью коррозии 0,1 - 0,5 мм/год;

Высоко агрессивные - со скоростью коррозии свыше 0,5 мм/год.

Обязанности по монтажу трубопроводов из стеклянных труб монтажника технологических трубопроводов 4-го разряда?

Монтаж и испытание трубопроводов из стеклянных труд диаметром свыше 25 до 40 мм.

Установка фасонных частей из стекла и запорной арматуры.

Перерезка стеклянных труб на станке.

На какую величину испытательное давление трубопроводов должно превышать рабочее давление?

Как производится обратная засыпка траншеи?

В два приема;

Билет №5

Что необходимо проверить перед сборкой деталей в укрупненные узлы трубопроводов?

Маркировку;

Билет №6

1. Требования к конструкции трубопровода высокого давления.

- детали трубопроводов высокого давления должны изготавливаться из поковок, объемных штамповок и труб. Допускается применение других видов заготовок, если по заключению специализированной научно-исследовательской организации они обеспечивают надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.

Отношение внутреннего диаметра ответвления к внутреннему диаметру основной трубы в кованых тройниках-вставках не должно быть менее 0,25. Если соотношение диаметра штуцера и диаметра основной трубы менее 0,25, должны применяться тройники или штуцера.

Билет №7

1. Какие требования предъявляются к трубопроводной арматуре по способу присоединения?

По способу присоединения к трубопроводу арматуру разделяют на фланцевую, муфтовую, цапковую и приварную.

Муфтовая и цапковая чугунная арматура рекомендуется только для трубопроводов с условным проходом D у не более 50 мм, транспортирующих негорючие нейтральные среды. Муфтовая и цапковая стальная арматура может применяться на трубопроводах для всех сред при условном проходе D у не более 40 мм.

Фланцевая и приварная арматура допускается к применению для всех категорий трубопроводов.

Билет № 8

1. На какую арматуру подразделяется трубопроводная арматурапо эксплуатационному назначению?

Запорную,

Регулирующую,

Предохранительную,

Распределительную,

Защитную,

Фазоразделительную.

Билет № 9

Билет № 10

1. Как производится промывка и продувка трубопровода?

Трубопроводы должны промываться или продуваться в соответствии с указаниями проекта.

Промывка может осуществляться водой, маслом, химическими реагентами и др.

Продувка может осуществляться сжатым воздухом, паром или инертным газом.

Промывка, продувка трубопроводов должна осуществляться по специально разработанной схеме.

При проведении промывки (продувки) в зимнее время должны приниматься меры против перемерзания трубопроводов. О проведении промывки и продувки составляется акт.

Промывка водой должна осуществляться со скоростью 1 - 1,5 м/сек.

После промывки трубопровод должен полностью опорожняться и продуваться воздухом или инертным газом.

Продувка трубопроводов должна производиться под давлением равным рабочему, но не более 4 МПа (40 кгс/см 2).

Продувка трубопроводов, работающих под избыточным давлением до 0,1 МПа (1 кгс/см 2) или вакуумом, должна производиться под давлением не более 0,1 МПа (1 кгс/см 2).

Продолжительность продувки, если нет специальных указаний в проекте, должна составлять не менее 10 мин.

Во время промывки (продувки) снимаются диафрагмы, КИП, регулирующая, предохраняющая арматура и устанавливаются катушки и заглушки.

Во время промывки или продувки трубопровода арматура, установленная на спускных линиях и тупиковых участках, должна быть полностью открыта, а после окончания промывки или продувки тщательно осмотрена и очищена.

Монтажные шайбы, установленные вместо измерительных диафрагм, могут быть заменены рабочими диафрагмами только после промывки или продувки трубопровода

Билет №1

Что относится к технологическим трубопроводам?

К технологическим трубопроводам относятся:

– трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируется сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования;

– межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия.

Значительный объем строительства главных объектов в нефтеперерабатывающей, металлургической, пищевой промышленности отводится обустройству технологических трубопроводов. Они играют важнейшую роль в функционировании стратегически важных систем. Также технологические трубопроводы применяются в агропромышленных комплексах, системах теплоснабжения и во многих других отраслях промышленности.

Основные понятия

Трубопровод - это устройство, предназначенное для транспортировки разнообразных веществ. Он состоит из участков труб, соединительной и запорной арматуры, автоматики и крепежных изделий.

Какой смысл имеет понятие "технологические трубопроводы?" Определение обозначает их как системы обеспечения промышленных предприятий, по которым транспортируются полуфабрикаты и готовые продукты, а также вещества, обеспечивающие ведение всего процесса.

Расположение трубопроводов

В процессе прокладки необходимо выполнять такие рекомендации:

  • технологические трубопроводы должны иметь минимальную протяженность;
  • в системе недопустимы провисания и застои;
  • обеспечение свободного доступа для проведения технологического контроля;
  • возможность расположения необходимых подъемно-транспортных средств;
  • обеспечение изоляцией для препятствия проникновения влаги и сохранения тепла;
  • защиту трубопроводов от возможных повреждений;
  • беспрепятственное перемещение средств пожаротушения и подъемных механизмов.

Углы уклонов

Эксплуатация технологических трубопроводов предусматривает вынужденные остановки. Для этого в проект закладываются уклоны, которые обеспечат произвольное опустошение труб. Устройство технологических трубопроводов предусматривает следующий угол уклона в зависимости от перемещаемой среды (значения приводятся в градусах):

  • газообразная среда: по направлению движения - 0,002, против него - 0,003;
  • жидкие легкоподвижные вещества - 0,002;
  • кислотная и щелочная среда - 0,005;
  • вещества высокой вязкости или быстрозастывающие - до 0,02.

Конструкция может и не предусматривать уклон, тогда должны обеспечиваться специальные мероприятия по опорожнению трубопроводов.

Подготовительные работы

Монтаж технологических трубопроводов должен предварительно сопровождаться следующими действиями:


Разметка трассы

Эта операция заключается в перенесении осей крепления арматуры и компенсаторов непосредственно на то место, где будут прокладываться технологические трубопроводы. Определение места разметки может выполняться следующими инструментами:

  • рулетки;
  • отвесы;
  • нивелир;
  • гидравлический уровень;
  • шаблоны;
  • угольники.

Если для строительного сооружения прокладывается большое количество технологических трубопроводов, существенно уменьшается время, отведенное на разметку, за счет использования специальных макетов. Они дают наглядное представление расположения линий трубопровода по отношению к строительной конструкции. Все нанесенные элементы после разметки сверяют с проектом, после чего приступают к фиксированию опорных конструкций.

Установка опор и креплений

Во время обустройства фундамента здания в нем должны быть предусмотрены отверстия для закладки болтов, опор крепления. Их можно сделать механизированным оборудованием. В процессе установки опор должны быть учтены такие рекомендации:

  1. Технологические трубопроводы, которые имеют неподвижные опоры, описанные выше, предполагают установку креплений в непосредственной близости к аппаратам и арматуре. на такие опоры должна быть плотно фиксированной, не допускающей сдвигов. Такие же требования выполняются по отношению к хомутам.
  2. Подвижные опоры монтируются с возможностью беспрепятственного перемещения трубопровода, чтобы беспрепятственно его удлинить при возникновении необходимости. Также должна быть предусмотрена сохранность тепловой изоляции при потенциальном перемещении от расширения.
  3. Все устанавливаемые опоры монтажник технологических трубопроводов должен проверять на соответствие горизонтали и вертикали. Предусматриваются возможные отклонения, которые не могут превышать такие пределы:
  • внутрицеховые трубопроводы - ± 5 мм;
  • наружные системы - ±10 мм;
  • уклоны - 0,001 мм.

Врезка в существующие системы

Для этого необходимы специальные разрешения, а также на месте работ должен присутствовать монтажник технологических трубопроводов, который обслуживает эти линии. Осуществляют врезку тогда, когда новый смонтированный компонент подключают к действующей системе. Обычно для таких случаев предусматривается установка запорной аппаратуры, но если в действующей системе нет таковой, то прибегают к врезке. Здесь существует несколько особенностей:

  1. Действующий трубопровод необходимо отключить и опорожнить.
  2. Трубы, по которым транспортировалась огне- и взрывоопасная среда, обязательно обезвреживаются и промываются.
  3. Ввариваемый штуцер должен пройти предварительные испытания. Также по документации устанавливается марка стали.
  4. Сварочные работы обязательно проводит высококвалифицированный специалист, имеющий специальный допуск к ответственным конструкциям.
  5. Перед тем как начнет производиться монтаж технологических трубопроводов, соединительный узел должен пройти все испытания.

Продувка и промывка

Собранный трубопровод подвергают очистке, способ которой зависит от размера трубы:

  • диаметр до 150 мм - промывается водой;
  • свыше 150 мм - продувается воздухом;

Очищаемый участок должен быть изолирован от других трубопроводных линий заглушками. Промывка водой производится, пока из трубы не начнет вытекать вода без загрязнений. Продувка осуществляется в течение 10 минут. Эти способы используются, если технологией не предусмотрены другие нормативы очистки. После проведенных работ можно приступать к испытаниям, которые выполняются двумя способами: гидравлическим и пневматическим.

Гидравлические испытания

Перед проверкой технологические трубопроводы разбивают на отдельные условные участки и проводят следующие мероприятия:

  • контроль внешним осмотром;
  • проверка технологической документации;
  • установка воздушных вентилей, временных заглушек (использование постоянной аппаратуры запрещено);
  • отключение испытываемого отрезка;
  • подсоединение испытываемого участка к гидравлическому насосу.

Таким образом, происходит проверка одновременно на прочность и плотность трубопровода. Для установления степени прочности принимается во внимание специальное значение испытательного давления:

  • Трубопроводы из стали, эксплуатируемые при рабочих давлениях до 5 кгс/м². Величина испытательного параметра - 1,5 от рабочего давления, но не меньше 2 кгс/м².
  • Стальные трубы, функционирующие при давлении, которое превышает 5 кгс/м². Значение параметра для испытаний составит 1,25 рабочего давления;
  • Чугунные, полиэтиленовые и стеклянные - 2 кгс/м².
  • Трубопроводы из цветных металлов - 1 кгс/м².
  • Для труб из других материалов - 1,25 рабочего давления.

Время выдержки под установленным значением давления составит 5 минут, только для стеклянных трубопроводов оно увеличивается в четыре раза.

Пневматические испытания

Для проверки используется или инертный газ, который берут из заводских сетей или из переносных компрессоров. Этому варианту отдают предпочтение в тех случаях, когда невозможны гидравлические испытания по ряду причин: отсутствие воды, очень низкая температура воздуха, а также когда от веса воды в конструкции трубопровода могут возникнуть опасные напряжения. Значение предельного испытательного давления зависит от размера трубопровода:

  • при диаметре труб до 200 мм - 20 кгс/м²;
  • 200-500 мм - 12 кгс/м²;
  • свыше 500 мм - 6 кгс/м².

Если предельное значение давления другое, для таких условий должна быть разработана специальная инструкция по проведению испытаний.

Требования к пневматическим испытаниям

Пневматическое опробование запрещено для наземных чугунных и стеклянных конструкций. Для всех остальных материалов, из которых могут выполняться технологические трубопроводы, существуют специальные требования по проведению испытаний:

  • давление в трубопроводе повышается постепенно;
  • осмотр можно проводить при достижении давления 0,6 от рабочего значения (повышать его в процессе работ является недопустимым);
  • проверка на герметичность производится обмазыванием мыльным раствором, обстукивание молотком запрещено.

Результаты гидравлического и пневматического испытаний считаются удовлетворительными, если в процессе их проведения не происходило падение давления по манометру.

Передача трубопроводов в эксплуатацию

На всех этапах монтажа составляются соответствующие документы, фиксирующие виды работ, допуски, испытания и т.д. Они передаются на этапе сдачи трубопроводов в качестве сопроводительной документации, в них входят:

  • акты сдачи опорных конструкций;
  • сертификаты на сварочные материалы;
  • протокол внутренней очистки трубопровода;
  • акты проверки качества сварных соединений;
  • заключение об испытаниях запорной арматуры;
  • акты и плотность;
  • список сварщиков, выполнявших соединения, и документы, подтверждающие их квалификацию;
  • схемы трубопроводных линий.

Технологические трубопроводы сдаются в эксплуатацию наряду с промышленными установками, зданиями и сооружениями. Отдельно могут сдаваться только межцеховые системы.

Периодический контроль должен включать такие операции:

  1. Проверка технического состояния в ходе наружного осмотра и неразрушающими методами.
  2. Проверка участков, подверженных вибрации, специальными приборами, определяющими ее частоту и амплитуду.
  3. Устранение неполадок, которые были зафиксированы в ходе предыдущих проверок.

Не менее важна безопасная эксплуатация технологических трубопроводов, которая обеспечивается соблюдением всех установленных правил.

Ежемесячная проверка состояния системы должна охватывать следующее:

  • фланцевые соединения;
  • сварные швы;
  • изоляции и покрытия;
  • дренажные системы,
  • опорные крепления.

Если выявлены неплотности, в целях безопасности рабочее давление необходимо снизить до атмосферного, а температуру тепловых линий понижать до 60ºС для проведения необходимых мероприятий по устранению неполадок. Итоги проверки должны фиксироваться в специальных журналах.

Ревизия

Этот применяется для определения состояния и эксплуатационных возможностей трубопроводных линий. Ревизию целесообразно проводить на участках, где эксплуатация технологических трубопроводов ведется в особо сложных условиях. К последним относятся вибрации, повышенная коррозия.

Ревизия трубопроводов включает такие операции:

  1. Проверка толщины конструкции неразрушающими методами.
  2. Измерение участков, подверженных ползучести.
  3. Контроль сварных соединений, которые вызывают сомнения.
  4. Проверка
  5. Состояние опорных креплений.

Первый ревизионный контроль следует проводить через четверть назначенного срока в нормативных документах, но не позднее, чем через 5 лет после запуска объекта. В результате своевременного проведения всех проверок будет обеспечена безопасная эксплуатация технологических трубопроводов.

К технологическим трубопроводам относятся трубопроводы в пределах нефтебаз и складов нефтепродуктов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты, масла, реагенты, пар, вода, топливо, обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования, а также нефтепродуктопроводы, по которым производится отпуск нефтепродуктов близлежащим организациям, находящиеся на балансе нефтебаз (между нефтебазой и НПЗ, наливными причалами, отдельно стоящими железнодорожными и автоэстакадами и др.).

Устройство и эксплуатация технологических трубопроводов в составе нефтебаз и складов нефтепродуктов осуществляются в соответствии с требованиями по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, устройству и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

Организации, осуществляющие эксплуатацию технологических трубопроводов (нефтебазы, склады нефтепродуктов), несут ответственность за правильную и безопасную эксплуатацию трубопроводов, контроль за их работой, своевременное и качественное проведение ревизии и ремонта.

Проектной организацией должны быть определены расчетный срок службы, категории и группы трубопроводов.

Для транспортирования нефти и нефтепродуктов должны применяться только стальные технологические трубопроводы. Применение труб из стекла и других хрупких материалов, а также из сгораемых и трудносгораемых материалов (фторопласт, полиэтилен, винипласт и др.) не допускается.

Трубопроводы для складов ГСМ авиапредприятий должны изготавливаться из низкоуглеродистой стали и иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, нанесенное в заводских условиях. Эти трубопроводы также должны иметь наружное антикоррозионное покрытие, а при подземной прокладке - катодную защиту от блуждающих токов.

Трубопроводы для ПВКЖ должны выполняться только из нержавеющей стали.

Не допускается применение в конструкциях трубопроводов авиатопливообеспечения материалов из медных и кадмиевых сплавов и оцинкованной стали.

В зависимости от коррозионной активности перекачиваемого нефтепродукта и расчетного срока эксплуатации толщину стенки трубопровода следует определять с поправкой на коррозионный износ.

Технологические трубопроводы с нефтью и нефтепродуктами, прокладываемые на территории нефтебаз, должны быть надземными на несгораемых конструкциях, эстакадах, стойках и опорах.

Надземные технологические трубопроводы, прокладываемые на отдельных опорах, эстакадах, следует размещать на расстоянии не менее 3 м от стен зданий с проемами и не менее 0,5 м от стен зданий без проемов.

Технологические трубопроводы должны выполняться из электросварных и бесшовных труб, в том числе с антикоррозионным покрытием. Выбор материалов труб и способа изготовления должен приниматься в зависимости от свойств перекачиваемой среды и рабочих параметров.

Соединения трубопроводов между собой должны выполняться сварными. При перекачке по трубопроводам застывающих нефтепродуктов, а также в местах установки арматуры и технологического оборудования допускается применять фланцевые соединения с прокладками из несгораемых материалов.

На технологических трубопроводах большого диаметра и большой протяженности при возможности повышения давления при нагреве от различных источников энергии (солнечная радиация и др.) должны устанавливаться предохранительные клапаны, сбросы от которых должны направляться в закрытые системы (дренажные или аварийные емкости).

Необходимость в установке предохранительных клапанов, их диаметр и пропускная способность определяются проектной организацией.

На технологических трубопроводах не должно быть тупиковых участков, застойных зон.

В самых низких точках трубопроводов должны быть выполнены дренажные устройства с запорной арматурой.

Прокладка трубопроводов для нефти и нефтепродуктов должна производиться с уклоном для возможности их опорожнения при остановках, при этом уклоны для трубопроводов следует принимать не менее:

Для светлых нефтепродуктов - 0,2%;

Для высоковязких и застывающих нефтепродуктов - в зависимости от конкретных свойств и особенностей, протяженности и условий прокладки - 2%.

Подвод инертного газа или пара для продувки трубопроводов должен производиться в начальных и конечных точках трубопровода. Для этого должны быть предусмотрены штуцеры с арматурой и заглушкой.

Трубопроводы для перекачки вязких продуктов должны иметь наружный обогрев. В качестве теплоносителей могут быть использованы пар, промтеплофикационная вода и электрообогрев. В случае применения электрообогрева с помощью ленточных нагревателей последние должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.

На вводах технологических трубопроводов нефти и нефтепродуктов к объектам (резервуарным паркам, насосным, ж.д. и автоэстакадам, причальным сооружениям) должна устанавливаться запорная арматура. Управление приводами запорной арматуры следует принимать дистанционным из операторной и ручным по месту установки.

Узлы задвижек следует располагать вне обвалования (ограждающей стенки) групп или отдельно стоящих резервуаров, кроме задвижек, установленных в соответствии с п. 2.6.41.

На обвязочных трубопроводах установка и расположение запорной арматуры должны обеспечивать возможность перекачки нефтепродукта из резервуара в резервуар в случае аварийной ситуации.

В технологических схемах мазутных хозяйств должны применяться стальные бесшовные и электросварные прямошовные трубы, изготовленные из спокойных углеродистых и низколегированных сталей.

Допускается применение импортных труб, поставляемых в комплекте с теплоэнергетическими агрегатами и технологическими линиями, имеющих сертификат соответствия и разрешение на их применение, оформленное в установленном порядке.

Для компенсации температурных деформаций трубопроводов в мазутных хозяйствах следует использовать самокомпенсацию за счет поворотов и изгибов трассы или предусматривать установку специальных компенсирующих устройств (П-образных компенсаторов).

Применение сальниковых, линзовых и волнистых компенсаторов в системах мазутного хозяйства не допускается.

На всех мазутопроводах, паропроводах и конденсатопроводах мазутных хозяйств тепловых электростанций должна применятся только стальная арматура. Не допускается применение арматуры из ковкого и серого чугуна и цветных металлов.

Запорная арматура, устанавливаемая на продуктовых трубопроводах, должна быть выполнена в соответствии с установленными требованиями к классу герметичности затворов трубопроводной запорной арматуры.

Запорная арматура, установленная на трубопроводах с условным диаметром более 400 мм, должна иметь механический привод (электро-, пневмо- и гидроспособами действия).

Арматуру массой более 500 кг следует располагать на горизонтальных участках, при этом предусматривать вертикальные опоры.

Конструкция уплотнений, сальниковые набивки, материалы прокладок и монтаж фланцевых соединений должны обеспечивать необходимую степень герметичности в течение межремонтного периода эксплуатации технологической системы.

Капитальный ремонт электроприводов арматуры во взрывозащищенном исполнении должен производиться в специализированных организациях.

Прокладка сборных коллекторов в пределах обвалования группы резервуаров с единичной емкостью более 1000 м 3 не разрешается. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда обеспечивается возможность тушения каждого резервуара пеноподъемниками, установленными на передвижной пожарной технике для резервуаров единичной емкостью 3000 м 3 и менее.

Генеральный директор ООО "Диаформ"

Иноземцев В.В.

Трубопроводы должны относиться к сооружениям!

В первую очередь предлагаем определить трубопроводы (магистральные, технологические и пр.) как сооружение. Несмотря на то, что формулировка «здания и сооружения» постоянно присутствует в сфере промышленной безопасности, конкретные понятия этих терминов определены только в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности определение терминов «здание» и «сооружение» отсутствуют.

С точки зрения Федерального закона № 116 «О промышленной безопасности ОПО» от 27.07.1997, устанавливающего правила проведения экспертизы, есть понятие технического устройства, но нет понятия зданий и сооружений. Что такое «техническое устройство»? Согласно № 116-ФЗ, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, – это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта. Что такое машины и оборудование, разъясняется в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»: машина – ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединённых вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала); оборудование – применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения её основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему. Если сопоставить эти понятия, то можно увидеть, что здания и сооружения в эту терминологию не входят. Они и не должны входить. Исходя из существующих документов, остаются «подвешенными» такие объекты экспертизы, как резервуары и трубопроводы.

Тем не менее, в соответствии с терминологией законодательства, резервуары и трубопроводы – это сооружения! Обратимся к Федеральному закону от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который толкует сооружения как результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Таким образом, резервуары и трубопроводы четко подпадают под понятие «сооружения». По своей сути резервуар, несомненно, сооружение, так как он сооружается на объекте, это строительная конструкция, он имеет свою строительную часть.

В состав резервуаров входит много технических устройств. При проведении расчетов, к разным механизмам в составе резервуара нельзя относиться как к единому техническому устройству – тогда все расчеты примитивно сводятся к расчетам по скорости коррозии, учитывается только внутреннее давление, все упрощается. В случае, если выполнять экспертизу для сооружения, то в расчет включаются и ветровые, и снеговые нагрузки, и собственный вес. Поэтому относить резервуары и трубопроводы к техническим устройствам – означает очень много потерять в оценке реальной ситуации.

Основное требование к заключению эксперта промышленной безопасности –результаты его должны быть выданы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Таким образом, эксперт должен в заключении делать ссылку на нормативно-правовые акты. А актов по сути, нет. Получается тупик – как можно сделать работу, если нет нормативной базы?

Поэтому силами НПС «РИСКОМ» разработан Стандарт по техническому диагностированию технологических трубопроводов, в котором прежде всего изменён подход к технологическому трубопроводу, как к сооружению. Когда отправили на рассмотрение первый проект, у тех, кто рассматривал документ, сразу возникло много технических вопросов, и первый – почему мы относим трубопроводы к сооружениям и рассматриваем в составе трубопровода строительные конструкции.

С технической точки зрения трубопровод, который лежит на опорах, на эстакадах, рассматривать как техническое устройство неправильно, потому что сами опоры оказывают воздействие на трубопровод, и трубопровод оказывает воздействие на опоры. Все это элементы сооружения, они взаимосвязаны, и проверять из всего комплекса только одну трубу на скорость коррозии, учитывая при расчетах только внутреннее давление, неверно. Эксперт видит, к примеру, что нет плотного прилегания, опора не несет той нагрузки, которую должна нести, эта нагрузка ложится на трубопровод, на его стенки. Но все это в расчетах не учитывается. Ветровые, снеговые нагрузки тоже не учитываются. Вопрос становится очень серьезным, а ситуация год от года усложняется.

Предложения по совершенствованию нормативно правовых актов в области промышленной безопасности:

1. Дополнить 116-ФЗ определениями «здание» и «сооружение».

2. Разработать ФНП по обследованию и мониторингу зданий и сооружений для объектов магистральных трубопроводов.

3. Доработать ФНП «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» в части ведения мониторинга технического состояния площадочных сооружений магистральных трубопроводов и полностью переработать раздел «Техническое диагностирование опасных производственных объектов магистральных трубопроводов».